Новости федеральных структур

11.06.2019

Росреестр: реализация закона о  «лесной амнистии» в Прикамье.

Практически два года на территории Российской Федерации действует так называемый закон о «лесной амнистии». Официальное название – Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Для лесного Пермского края этот закон особенно актуален.

Кратко напомним суть «лесной амнистии». Исторически сложилась ситуация, при которой земельные участки тысяч землепользователей оказались на границе с лесным фондом либо пересекались с ним. Земли лесного фонда отличаются от иных категорий тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.

Проблема в том, что часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно. Сведения о таких участках содержались в двух государственных реестрах – лесном реестре и едином реестре недвижимости. Однако при рассмотрении спорных ситуаций суды, как правило, отдавали приоритет сведениям из лесного реестра. В результате правообладатели смежных с лесными землями участков зачастую утрачивали ранее подтвержденные государством права на них.

Суть закона заключается прежде всего в устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Благодаря «лесной амнистии» у граждан, имеющих земельные участки на спорных лесных территориях,  а также проживающих в бывших лесных поселках появилась возможность оформить права собственности на свои участки.

Елена Чернявская, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю:

— В Пермском крае «лесная амнистия» только набирает обороты: на сегодняшний день зафиксировано 708 случаев применения норм закона о «лесной амнистии», из них по инициативе правообладателей 96 случаев. В результате проведенной работы по устранению пересечений из земель лесного фонда исключено уже 48 гектаров.

Сейчас Управлением проводятся работы по внесению в ЕГРН сведений о границах лесничеств Пермского края, представленных Рослесхозом РФ. На сегодняшний день уже отражаются границы  Веслянского, Кунгурского городского и части Лысьвенского лесничеств.

Обращаем внимание всех землепользователей, земельные участки которых прилегают к лесным массивам, на возможность упрощенного уточнения свох границ с применением норм «лесной амнистии». Надо воспользоваться предоставленными возможностями до первого января 2023 года.

На какие участки распространяется действие «лесной амнистии»?

Под действие закона попадают, во-первых, участки, предоставленные гражданам до 8 августа 2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра и иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в правоустанавливающем документе. «Лесная амнистия» позволяет присвоить таким участкам категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения». При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный отвод земельного участка состоялся до 8 августа 2008 года.

Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрировано до 1 января 2016 года. Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под такими объектами может быть осуществлено на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не действует закон о «лесной амнистии» в отношении земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых территорий и территорий объектов культурного наследия, земельных участков, относящихся к землям  промышленности, на которых отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы,  а также участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям,  используемым с нарушением законодательства.

Для устранения пересечения земельного участка с землями лесного фонда собственникам таких участков необходимо обратиться в Росреестр.

С заявлением нужно предоставить межевой план земельного участка, подготовленный кадастровым инженером. При рассмотрении представленных документов выявленные пересечения земельного участка с границами лесного участка будут устранены специалистами Росреестра самостоятельно путем изменения границы лесного участка в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка.

При этом Росреестр самостоятельно уведомляет о внесенных изменениях Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края как уполномоченного органа исполнительной власти сфере контроля и надзора в области лесных отношений.

Требуется ли согласование  границ уточняемого земельного участка с органом лесного хозяйства?

До 1 января 2023 года не требуется согласование границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное  условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Кроме того, Закон уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом  участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Каков срок действия «лесной амнистии»?

Законом предусмотрено, что сведения ЕГРН и ГЛР должны быть сопоставлены до  1 января 2023 года.

Необходимо отметить, что вопрос реализации «лесной амнистии» находится на особом контроле Правительства РФ. Для сопоставления сведений государственных реестров созданы специальные рабочие группы, в целях проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящихся в соответствии с ГЛР к лесным, а по сведениям ЕГРН –  к землям иных категорий. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества.

Подробнее

10.06.2019

Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать.

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу. Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута — решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса. Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН.  При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком. К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута,  вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом — посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

— деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;  в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

— не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

— обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Подробнее

06.06.219

Кадастровая палата ответила на самые популярные вопросы дачников.

«Дачный ликбез» по итогам всероссийской горячей линии

Эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра ответили на три самых популярных среди дачников и владельцев загородной недвижимости вопроса. Можно ли прописаться на даче, как оформить свой жилой или садовый дом и как оспорить кадастровую стоимость. Дачникам Прикамья также разъяснили, что можно сделать, если администрация не согласует давно построенный дом.

За неделю горячих линий эксперты дали ответы для 5 000 россиян. 31% от всех вопросов дачников составили вопросы постановки на учёт и оформления в собственность домов и земельных участков после завершения «дачной амнистии». Так какие правила действуют сейчас?

Как отмечает Марина Семёнова, заместитель руководителя Федеральной кадастровой палаты Росреестра, для постановки земельного участка на кадастровый учёт надо в офисе МФЦ или через портал Росреестра (https://rosreestr.ru/site/) подать соответствующее заявление и приложить к нему заранее подготовленный кадастровым инженером межевой план. Регистрация прав будет осуществлена одновременно.

«Что касается регистрации прав на садовые и жилые дома, в настоящий момент в связи с завершением «дачной амнистии» упрощённый порядок не действует. Строительство нового жилого или садового дома ведётся исключительно в уведомительном порядке. Это значит, что собственнику необходимо представить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве. По завершении строительства — представить уведомление о завершении с приложенным техническим планом, который заранее подготовил кадастровый инженер, и получить уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства»,говорит замглавы Кадастровой палаты Марина Семёнова.

 Далее в течение недели орган местного самоуправления должен направить в Росреестр заявление о постановке на учёт и регистрации прав на созданный объект капитального строительства. При этом если местное самоуправление не укладывается в этот срок, или собственник не хочет ждать неделю, то владелец участка вправе самостоятельно обратиться в МФЦ или на сайт Росреестра.

«В случае если дом был построен давно, а разрешение на его строительство не было получено, то в будущем такой дом рискует оказаться самостроем. Чтобы узаконить постройку, надо точно так же подать в местную администрацию уведомления: о начале строительства с указанием всех характеристик дома и о завершении строительства с приложенным техническим планом дома. Что касается технического плана, то владельцу он понадобится в любом случае, даже если «дачная амнистия» будет законодательно продлена», — отметила эксперт.

Правильно оформленные земельный участок, дом, гараж и прочие капитальные объекты дают собственнику возможность полноправно распоряжаться своей недвижимостью: подарить, продать, передать по наследству, застраховать.

Около 19% «дачных» вопросов касались вступившего в силу закона о садоводстве и огородничестве. Один из них: можно ли прописаться в садовом доме и как перевести его в «жилой»?

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, согласно которому всевозможные дачные объединения получили статусы садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а дачные участки стали садовыми или огородными. На огородных участках запрещается вести капитальное строительство, а на садовых можно располагать как садовые, так и жилые дома. При этом садовый дом считается пригодным лишь для сезонного проживания, а жилой – для постоянного, и только в жилом доме можно прописаться.

«Если к началу 2019 года дом уже был зарегистрирован в ЕГРН с назначением «жилое», то он признаётся жилым домом. А если назначение дома было указано как «нежилое» и само строение не является хозяйственной постройкой или гаражом, то дом считается садовым», — отметила замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семёнова.

Дом, в котором собственник планирует прописаться, должен быть зарегистрирован в реестре недвижимости как жилой дом, иметь почтовый адрес, а также соответствовать градостроительным регламентам и требованиям к жилому помещению. Например, высота дома не должна превышать 20 м, надземных этажей может быть не более трёх, а сам дом не должен разделяться на квартиры. Для возможности всесезонного проживания дом должен быть подключен к системам электроснабжения, отопления, вентиляции, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а в газифицированных районах – также газоснабжения. При этом если в населённом пункте не проведены централизованные инженерные коммуникации, а дом – максимум двухэтажный, допускается отсутствие водопровода и центральной канализации. Все комнаты в доме, включая кухню, должны иметь окна, потолки не ниже 2,5 м. В доме должна быть предусмотрена возможность поддержания температуры +18°C в любое время года.

Желая изменить назначение дома, собственник обращается в местную администрацию, именно орган местного самоуправления принимает решение о возможности перевода «садового» дома в «жилой» и наоборот. Для того чтобы признать садовый дом жилым, владельцу надо представить в орган местного самоуправления заявление, техническое заключение о пригодности дома для постоянного проживания, документы о праве собственности (например, выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах), а при наличии других правообладателей – ещё и их нотариально удостоверенное согласие. На рассмотрение вопроса у администрации будет  не более 45 календарных дней. Положительный ответ администрации вместе с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН надо передать в МФЦ.

В ходе Всероссийской «горячей линии» собственников недвижимости также интересовала тема определения кадастровой стоимости и расчёта налога на имущество, а также процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (в совокупности около 14% от всех обращений). Так как оспорить кадастровую стоимость загородной недвижимости?

Кадастровую стоимость объектов недвижимости до недавнего времени определяли независимые оценщики, а с 2018 года – специально созданные государственные бюджетные учреждения. Утверждают же результаты оценки органы власти субъекта Российской Федерации. И если по результатам оценки кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, существует возможность её пересмотра. Оспорить результаты оценки можно в суде или в специальных комиссиях. При этом комиссия рассматривает обращения на безвозмездной основе.

Основаниями для пересмотра являются недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

«Для оспаривания кадастровой стоимости необходимо определить рыночную (реальную) стоимость объекта недвижимости. Далее сделать экспертное заключение. Оценка не будет иметь силы, если её проведёт не сертифицированный оценщик, член саморегулируемой организации. Только такой специалист может дать экспертное заключение», — говорит Марина Семёнова.

К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости требуется приложить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, а также документы, подтверждающие основания для пересмотра. При этом если основанием послужило установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, отчёт независимого оценщика требуется представить как в бумажном, так и в электронном виде.

Выписку из ЕГРН можно запросить в МФЦ или на сайте Росреестра. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц.

Комиссия рассматривает заявление в течение месяца и в случае принятия положительного решения уведомляет об этом владельца недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект. Внесение новой кадастровой стоимости в ЕГРН происходит без участия заявителя.

«Новые сведения о кадастровой стоимости начинают применяться для расчёта налога с 1 января календарного года, в котором вы обратились в комиссию или в суд, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания», — отмечает Марина Семёнова.

В отличие от юридических лиц граждане могут обращаться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд напрямую, без предварительного рассмотрения вопроса в комиссии. Юрлицо может подать документы в судебные инстанции, только если комиссия отклонит заявление или не рассмотрит его в течение 30 дней. Арендаторы также имеют право подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта, если кадастровая стоимость является базой для начисления арендных платежей.

Помимо трёх самых популярных вопросов, которые волнуют дачников по всей стране, в Прикамье собственники земельных участков неоднократно спрашивали у экспертов о том, как быть в случае не соответствия старой постройки необходимым параметрам. Например, одного из жителей края интересовал вопрос: «можно ли что-то сделать, если дом давно построен, но не был оформлен, а сейчас местная администрация его не согласует, так как категория участка, оказывается, не предусматривает застройку».

Как уже отмечала Марина Семёнова, даже если дом был построен давно и без получения каких-либо разрешений, сегодня его придётся оформлять по общим правилам, то есть через уведомительный порядок — через администрацию, на территории которой он находится.

«И даже в том случае, если собственник постарался сделать всё согласно действующему законодательству — подготовил технический план, обратился в администрацию с уведомлением, это, к сожалению, не обеспечивает ему положительного решения администрации. Порой возникают ситуации, когда согласно утверждённым правилам землепользования и застройки на участке в принципе не допускается строить дом или дом с конкретными характеристиками, например, с такими площадью или этажностью. Тогда в согласовании могут отказать. Однако Градостроительный кодекс даёт гражданам право обратиться в администрацию с заявлением о внесении изменений в утверждённые правила землепользования и застройки или с просьбой выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства. И этим правом может воспользоваться любой владелец участка», — разъясняет ситуацию Лариса Трефилова, эксперт Кадастровой палаты Пермского края по ведению реестра недвижимости.

Подробнее

05.06.219

ОПФР на связи!

5 июня 2019 года прямую линию с населением проводит заместитель управляющего ОПФР по Пермскому краю Раиса Васильевна Тарских. Получить консультацию по актуальным вопросам пенсионного обеспечения  жители Прикамья  смогут с 15.00 до 17.00 часов по  телефону:  264-31-01.

 

     

Подробнее

31.05.2019

В Кадастровой палате подвели итоги горячих линий для дачников.

Федеральная кадастровая палата проконсультировала владельцев загородной недвижимости во всех регионах страны. В рамках Всероссийской недели правовой помощи эксперты Кадастровой палаты ответили на тысячи вопросов дачников, обратившихся через горячие телефонные линии, открытые встречи, а также через интернет. Большинство дачников интересовались тем, будет ли продлена «дачная амнистия» и как обезопасить себя при покупке дачи.

Одновременно с началом дачного сезона Кадастровая палата  организовала во всех своих филиалах консультирование владельцев загородной недвижимости. В результате за помощью к специалистам обратились около пяти тысяч граждан.

Самым популярным оказался вопрос о том, как после завершения «дачной амнистии» поставить на учёт свою загородную недвижимость и зарегистрировать на неё права (около 31% от общего количества поступивших вопросов). Вторым по популярности среди дачников стал вопрос о необходимости оформления хозяйственных построек: сараев, теплиц и прочих вспомогательных строений (около 22% от всего количества обращений). Весомую долю (около 19%) заняли также вопросы, связанные со вступлением в силу нового закона о садоводстве и огородничестве, к примеру, вопрос о возможностях прописаться в садовом доме и перевести его в жилой. Кроме того, собственников недвижимости интересовала тема определения кадастровой стоимости объектов, процедура её оспаривания и расчёта налога на имущество (в совокупности около 14% от всех обращений).

В Пермском крае не менее популярными оказались вопросы, связанные с оформлением давно построенных дачных домов и возможностями получить согласие администрации, несмотря на некоторые отклонения параметров этих домов от предельных параметров разрешённого строительства.

Как отметил глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов, изменения «дачного» законодательства породило у граждан множество вопросов, поэтому и была организована единая неделя консультаций, позволившая собственникам недвижимости получить ответы на конкретные, «личные» вопросы. «В рамках Недели правовой помощи эксперты Кадастровой палаты провели около пяти тысяч консультаций, используя различные каналы коммуникации. Это личный прием в филиалах, дни открытых дверей, телефонные горячие линии и даже чаты в социальных сетях», — сказал руководитель Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов. По его словам, при совершении любых операций с недвижимостью особенно важно своевременно получить квалифицированную консультацию: тогда снизится число неверно подготовленных документов, и, как следствие, снизится количество решений о приостановлении или отказе в постановке объекта на кадастровый учёт и регистрации прав на него. Более того, гражданам станет легче правильно трактовать законодательство и защищать себя от непрозрачных сделок с недвижимостью.

В 2019 году подобные тематические горячие линии Федеральной кадастровой палаты станут регулярными, благодаря чему граждане со всей страны смогут получить разъяснения специалистов по актуальным вопросам.

Подробнее

31.05.2019

Росреестр: о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на основании нотариально удостоверенной сделки.

На практике часто возникают ситуации, когда после подачи заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных необходимых документов в орган регистрации прав нотариусом, стороны по сделке, которая была нотариально удостоверена, самостоятельно обращаются с заявлениями о регистрации права.

Между тем,  нотариус, действуя в силу закона от сторон сделки, т.е. выражая их волеизъявление, представляет заявления от каждой из сторон (от лица, отчуждающего объект недвижимости, — о государственной регистрации перехода права; от лица, приобретающего объект недвижимости, — о государственной регистрации вещного права). Причем заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы нотариус согласно законодательству направляет в электронной форме незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

В этом случае возникают противоречия между заявленными правами и зарегистрированными правами, что приводит к приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на основании нотариально удостоверенной сделки.

Управление Росреестра по Пермскому краю обращает внимание граждан, что нет необходимости подавать заявления о регистрации права, перехода права на основании нотариально удостоверенной сделки, в том случае, если со стороны граждан отсутствуют возражения по подаче документов на регистрацию права нотариусом.

Для сведения: Согласно статьи 15 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус имеет право представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган регистрации прав и получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, и иные документы, выдаваемые этим органом.

Статей 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» также предусмотрена возможность подачи заявления о регистрации нотариусом в случае возникновения права на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия.

Подробнее

31.05.2019

Нюансы выделения долей членам семьи в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала.

В конце мая 2019 года Управление Росреестра по Пермскому краю провело «горячую» телефонную линию по актуальным в настоящее время вопросам заключения супругами договоров о приобретении недвижимости.

Большинство позвонивших интересовалось порядком заключения соглашения о выделении долей всем членам семьи во исполнение обязательства по материнскому капиталу.

Родители обязаны выделить доли детям (всем, в том числе рожденным в будущем) в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала, определив размер долей каждому члену семьи по соглашению. Причем собственностью наделяются не только дети, но и супруг, если он еще не является собственником этого жилья.

Если доли родителей в праве собственности на жилье, приобретенное за счет средств маткапитала, еще не определены (т.е. имеет место совместная собственность без распределения долей либо титульным собственником помещения является один из супругов), соглашение об определении размера долей может включать в себя условия о разделе совместно нажитого супругами имущества, на основании которых выделяется доля второму супругу (мужу или жене).

Либо сначала придется разделить жилое помещение по соглашению о разделе совместно нажитого в период брака имущества и выделить долю второму супругу, а затем будет необходимо распределить доли супругов между детьми.

Важно. Раздел имущества супругов может происходить не только по нотариальному соглашению о разделе общего имущества, но и путем заключения брачного договора, а также в судебном порядке.

Если же родители уже наделены общей долевой собственностью, то они могут сразу заключить соглашение для наделения долями детей.

Имущество, нажитое супругами в период брака — это их совместная собственность (при отсутствии брачного договора, который содержит иные условия). Поэтому на жилое помещение, приобретенное в браке и за счет средств маткапитала, распространяется режим совместной собственности, а его раздел должен производиться по нормам Семейного кодекса РФ (ст. 38, 39).

Доли супругов в праве общей собственности на имущество по нормам семейного законодательства признаются равными.

Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (п.4 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Если жилое помещение оформлено не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) или не осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение, лицо, получившее сертификат, оформляет засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (п. 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862).

Таким образом, при разделе такого жилого помещения следует руководствоваться как семейным законодательством, так и положениями закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В настоящее время нет жестких требований, предъявляемых к размеру долей членов семьи, приобретающей жилье за счет средств маткапитала. Размер долей определяется супругами самостоятельно.

Доли родителей могут превышать доли детей, так как зачастую «львиная доля» стоимости квартиры или иного жилого помещения оплачивается одним супругом или совместными средствами супругов.

При определении размера нужно учитывать минимальные нормы жилья, устанавливаемые субъектами РФ, а также исходить из вклада маткапитала, затраченного на приобретение жилья, относительно его общей стоимости.

Важно! Все виды договоров (соглашений) об отчуждении долей в недвижимом имуществе с 2016 года подлежат нотариальному удостоверению, за исключением земельных долей и долей имущества паевого инвестиционного фондаедеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным в соответствие с п. 2 ст. 163 Гражданского кодекса РФ, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Для оформления соглашения о выделении долей собственникам недвижимости необходимо обратиться к нотариусу со следующими документами: паспорт, правоустанавливающие документы на недвижимость (договор купли-продажи и т.п.), правоподтверждающие документы (свидетельства о госрегистрации права собственности на жилое помещение без обременения или выписка из ЕГРН), свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей, копию нотариального обязательства собственника жилья о выделении долей детям (супругу).

Подробнее

30.05.2019

Как накопить на пенсию домохозяйкам и фрилансерам?

Отделение ПФР по Пермскому краю напоминает фрилансерам, домохозяйкам и другим категориям официально неработающих граждан, о том, что данные граждане могут формировать свои пенсионные права самостоятельно, уплачивая за себя страховые взносы в  Пенсионный фонд.

В этом случае они заработают требуемое количество пенсионных баллов и приобретут право на  пенсию при наступлении пенсионного возраста.

Понятия «фрилансер» в трудовом законодательстве нет. Многие работодатели пользуются услугами внештатных специалистов, но не оформляют с ними трудовые отношения. Это значит, что взносы во внебюджетные фонды за таких сотрудников не уплачиваются.

Отсутствие взносов на обязательное пенсионное страхование лишает фрилансеров, домохозяек и других категорий нетрудоустроенных граждан права на  страховую пенсию. При отсутствии требуемого страхового стажа и количества пенсионных баллов им может быть назначена социальная  пенсия – через пять лет после достижения пенсионного возраста.*

Для самостоятельного перечисления  страховых взносов необходимо обратиться с паспортом и СНИЛС в территориальный орган Пенсионного фонда РФ  и зарегистрироваться в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию.

Минимальный размер страховых взносов для указанных лиц определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Так на 2019 год минимальный размер страховых взносов составляет 29 779,20 руб. (11280х22%х12).

Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда.

Продолжительность засчитываемых в стаж периодов уплаты  страховых взносов не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения  пенсии.

В Пермском крае насчитывается 154 человека, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР.

 

*Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации».

Подробнее

30.05.2019

В Пермском крае на 70 процентов больше выявлено нарушений земельного законодательства.  

В Пермском крае активизировалась борьба с нарушениями земельного законодательства. По данным Управления Росреестра по Пермскому краю за четыре месяца в 2019 году в сравнении с прошлым годом количество выявленных нарушений (1106), привлеченных к ответственности юридических и физических лиц (433) и сумма наложенных штрафов за нарушения земельного законодательства увеличились на 70 процентов. Причем проверочных мероприятий стало больше только на 40 процентов.

После уплаты штрафов региональный и местные бюджеты должны пополнить 2 миллиона 823 тысячи рублей.

В начале года в Перми инспекторы Управления в ходе проведения внеплановой выездной проверки на ул. Холмогорской установили в действиях юридического лица установлен факт административного правонарушения: он  использовал для автостоянки дополнительно к основному земельный участок площадью 1015 кв. м, путем установки ограждения, части металлического нежилого строения и будки охраны без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. За данное нарушение предусмотрена ответственность по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Юридическому лицу было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, а Управление поставило его исполнение на контроль.

В апреле госземинспектор проверил и установил исполнение юридическим лицом предписания в полном объёме. В Едином государственном реестре недвижимости земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, установлен вид разрешенного использования – «под автостоянку», границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок принадлежит на праве собственности Департаменту земельных отношений администрации города Перми, право собственности обременено арендой, в пользу юридического лица, на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта (ов), не являющегося (ихся) недвижимым имуществом. Также заключено соглашение между главой администрации района и генеральным директором Общества на выполнение работ по содержанию территории города Перми площадью 1212 кв.м, схема территории совпадает с дополнительным земельным участком.

Неисполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений или неуплата штрафа грозит для нарушителей целой чередой новых санкций.

Прежде всего, повышается риск лишиться своего участка. Потому что в этом случае орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

Также материалы направляются госземинспектором в мировой суд для привлечения нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, а при повторном неисполнении предписания — в соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья при рассмотрении поступивших материалов принимает решение о привлечения лица к административной ответственности и назначении ему административного наказания. Размер штрафа в данных случаях для физических лиц составляет от 10 тысяч рублей.

При неуплате в установленный срок административного штрафа за нарушение земельного законодательства также предусмотрена ответственность: физическому лицу грозит наложение мировым судом штрафа в двойном размере (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ), либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В случае неоплаты штрафа в добровольном порядке в течении 60 дней со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу, должностные лица направляют постановление о наложении штрафа в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Елена Чернявская, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю:

— Чаще всего нарушителями земельного законодательства граждане становятся из-за того, что не нашли времени для обращения за регистрацией своих прав, не проверили: ограждение установлено в границах выделенного участка или с «прихватом» пустующей земли. При выявлении таких нарушений для граждан законодательством предусмотрено не только выдача предписания на устранение, то есть на регистрацию прав в Росреестре или межевание земельного участка и переноса ограждения в установленные границы, но и штраф в размере от 5 тысяч рублей.

Если нарушитель испытывает материальные трудности или не успевает в установленный срок устранить нарушение, то он может обратиться к должностному лицу Управления для продления срока устранения предписания или установления рассрочки уплаты штрафа. Но граждане не используют предоставленную им возможность и попадают под двойные санкции.

С начала 2019 года 12 нарушителей земельного законодательства были повторно привлечены к административной ответственности за несвоевременную уплату штрафа.    

 

С целью исключения ситуаций по образованию внушительной задолженности и судебных разбирательств Управление Росреестра рекомендует выполнять все предписания об устранении нарушений земельного законодательства, а также уплачивать административные штрафы в установленный срок.

Подробнее

29.05.2019

Для садоводов — еще раз о регистрации теплиц. 

С началом дачного сезона шоком для садоводов стала новость некоторых СМИ и активно передаваемая «народным телеграфом» о том, что теперь теплицы надо регистрировать и платить за них налог. За разъяснениями жители обращаются в Управление Росреестра по Пермскому краю по телефону, в ходе встреч с населением.

Лариса Пьянкова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю:

— Управление обращает внимание граждан, что новый закон*, которым с 1 января 2019 года регулируются вопросы ведения гражданами садоводства и огородничества, не изменил порядка кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.

Оформление недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости по-прежнему носит заявительный характер. Закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, это только по желанию их владельцев.

Для проведения кадастрового учета и регистрации прав на теплицу она должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, ее перемещение должно быть невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению.

Простым любителям садоводства и огородничества ничего ставить на учет не нужно. Претензии у налоговых органов могут возникнуть к владельцам теплиц, используемых в коммерческих целях. Как правило, это большое помещение, площадью более 50 кв. метров, с прочным фундаментом, подведенными коммуникациями — освещение, водопровод, отопление.

В тоже время Управление настоятельно рекомендует гражданам оформить в установленном порядке свои права на земельные участки и расположенные на них жилые и садовые дома. Регистрация в государственном реестре недвижимости защитит владельцев от мошеннических действий и избавит от претензий надзорных органов.

Для регистрации объекта недвижимости, в том числе теплицы (если она таковым является), необходимо обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в Росреестр. При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление. Документы на проведение этих процедур можно направить в Росреестр в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра. Документы можно также подать при личном обращении в любой офис МФЦ. Оформить свою недвижимость можно в населенном пункте вашего нахождения.

Определиться с перечнем необходимых документов для оформления недвижимости в вашем конкретном случае можно с помощью нового бесплатного онлайн-сервиса Росреестра «Регистрация просто» (https://регистрацияпросто.рф).

* Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

Подробнее