Новости федеральных структур

17.10.2019

Прикамский Росреестр расскажет все о кадастровой оценке недвижимости. 

18 октября 2019 года с 10.00 до 12.00 Управление Росреестра по Пермскому краю проводит «горячую» телефонную линию на тему «Все о кадастровой оценке недвижимости». На вопросы жителей края ответит начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Ирина Шаврина.

Телефон «горячей» линии: 8 (342) 205-96-11 (доб. 1899).

Все позвонившие смогут получить компетентную консультацию по следующим вопросам:

— Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

— Какие требования предъявляются к документам при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества в комиссии, созданной при Управлении?

— По каким объектам комиссия, созданная при Управлении, принимает заявления?

Подробнее

17.10.2019

Почти миллион архивных дел Росреестра в Пермском крае готовятся к отправке в первое централизованное архивохранилище. 

910 тысяч архивных дел правоустанавливающих документов по объектам недвижимости Пермского края будет отправлено на хранение в Татарстан из Управления Росреестра по Пермскому краю после ввода в эксплуатацию первого в России централизованного архивохранилища Росреестра. Перемещение реестровых дел в централизованное хранилище позволит снизить нагрузку на архивохранилища Пермского края и освободит место для новых документов.

Лариса Пьянкова, заместитель  руководителя Управления:

— Цифровизация реестровых дел сокращает время на поиск документа при запросе сведений о предоставлении копии документа или справки о содержании правоустанавливающего документа. Ко 2 полугодию 2019 года в архивах Пермского края накоплено больше 2 млн. реестровых дел, из них порядка 900 тыс. уже имеют электронные образы.

В Республике Татарстан в селе Столбище Лаишевского района завершается строительство первого в России централизованного архивохранилища Росреестра. Туда планируется передать на постоянное хранение дела из 14 регионов, входящих в ПФО.

По словам руководителя Росреестра Виктории Абрамченко:, это уникальный объект, имеющий очень удачное расположение. Современная высокоэффективная система хранения документов обеспечит оптимальные условия для бессрочного хранения до 33,9 млн архивных дел, что соответствует суммарному объему архива не менее 1 млрд листов документов формата А4. Ввод объекта запланирован на конец 2020 года, но этот срок может быть перенесен на более раннее время.

Подробнее

16.10.2019

Прикамское Управление Росреестра в десятке лучших по информационной открытости. 

Управление Росреестра по Пермскому краю вошло в десятку лучших по итогам взаимодействия со средствами массовой информации среди территориальных органов Росреестра.

Результаты стали известны на совещании пресс-служб терорганов Росреестра, проходившем в формате видеоконференции.

Вопросам разъяснения действующего законодательства, правового информирования населения и нововведений в деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  Управлением всегда уделяется особое внимание.

Активная и полезная для всех категорий референтных групп информационная работа Управления была отмечена председателем Общественного совета при Управлении Юрием Филимоновом, начальником службы радиовещания филиала ВГТРК  «Государственная телевизионная и радиовещательная компания “Пермь”.

Благодарность краевому Управлению за многолетнее сотрудничество выразил председатель Пермского регионального отделения общероссийской организации «Союз садоводов России» — директор Ботанического сада ПГНИУ Сергей Шумихин, отметив: «Наш Росреестр самый активный среди всех регионов в качестве помощи садоводам».

Лариса Аржевитина, руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю:

— Ведомство оказывает наиболее широкий спектр услуг населению, зачастую требующих определенного уровня правовой грамотности. Поэтому Управление вседа поддерживало курс на информационную открытость, доступность для средств массовой информации. Выражаем благодарность за плодотворное сотрудничество коллегам из средств массовой информации Пермского края – и региональных изданий и редакциям районных газет, органам местного самоуправления и выраажем надежду на развитие нашего взаимодействия на благо жителей Пермского края.

Подробнее

10.10.2019

Площадь земельного участка просто так не увеличить.

Нередки случаи, когда землепользователи  сталкиваются со следующей ситуацией: размер площади земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости меньше фактически занимаемого. Чтобы его не признали нарушителем земельного законодательства необходимо привести эти значения к соответствию. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Лариса Пьянкова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю, поясняет:

 — В большинстве случаев увеличение площади земельного участка происходит в результате уточнения его границ. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Если в документах отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Что делать при отсутствии всех перечисленных документов? В этом случае местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), которые являются картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), которые представляют собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (картографические материалы).

Если отсутствуют картографические материалы государственного кадастра, при проведении кадастровых работ кадастровый инженер, в том числе, может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания: генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» должно быть обязательно приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Оно может содержать, например,  описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор). В обосновании также могут быть указаны сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Важно: В ином случае у органа регистрации прав не имеется оснований для внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка и изменении его площади (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

На заметку. Межевой план — это документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о соответствующем земельном участке. В межевом плане воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения об образуемых земельных участках/ их частях, или новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 ст. 22 Закона № 218-ФЗ).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921.

Подробнее

10.10.2019

Необходимость повышения правовой грамотности пермяков в вопросах банкротства – объективная реальность.

Управление Росреестра по Пермскому краю занимает 9 место среди субъектов Российской Федерации по количеству рассмотренных обращений на действия (бездействие) арбитражных управляющих. В текущем году Управлением уже рассмотрено более 300 обращений.

На 1 октября 2019 года в Управление поступило 359 жалоб на арбитражных управляющих, из них в рамках банкротства физических лиц 87 обращений. По результатам рассмотрения жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих в процедурах банкротства физических лиц составлено 34 протокола об административном правонарушении, вынесено 30 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, 11 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Увеличение количества поступающих в Управление жалоб на арбитражных управляющих связано с постоянным увеличением количества процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе физических лиц.

Для справки: По состоянию на 1 сентября 2019 года в Управление поступило 678 судебных актов о признании физических лиц несостоятельными (банкротами), при этом за весь 2018 год были признаны банкротами 986 граждан.

Почти половина жалоб на действия арбитражных управляющих в процедурах банкротства физических лиц признаются необоснованными, в том числе ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Причины кроются в сложности понимания всей процедуры банкротства для рядовых граждан.

Здесь на помощь могут прийти профессиональные юристы в рамках оказания бесплатной юридической помощи.

Для справки: В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которым устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

В Пермском крае бесплатную юридическую помощь оказывают следующие организации: Государственное юридическое бюро Пермского края, Адвокатская палата Пермского края, Нотариальная палата Пермского края, Общественная приемная, действующая в ГКБУ «Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького» (по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, д. 70), Юридические клиники, являющиеся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Ирина Маковецкая, начальник отдела по контролю и надзору за деятельностью СРО Управления Росреестра по Пермскому краю:

— Зачастую в Управление поступают жалобы на действия арбитражных управляющих не учитывающие, что многие положения Закона о банкротстве, регулирующие банкротство юридических лиц и банкротство граждан, отличны друг от друга, в том числе обязанности конкурсного и финансового управляющего. Это относится к периодичности проведения собраний кредиторов, представлению конкурсным кредиторам отчета арбитражного управляющего и другим.

Например, у финансового управляющего отсутствует обязанность проводить собрания кредиторов должника не реже чем один раз в три месяца. Основные обязанности финансового управляющего установлены
п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве. В силу указанной нормы финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное (п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве).

Собрания кредиторов в процедуре банкротства физических лиц проводятся арбитражным управляющим исключительно для рассмотрения вопросов, отнесенных к их компетенции Законом о банкротстве.

Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Подробнее

09.10.2019

Кадастровая палата удалённо разъяснит изменения, которые недавно затронули сферу недвижимости.

Федеральная кадастровая палата готова отвечать на вопросы граждан и профессиональных участников рынка недвижимости, где бы они ни находились – от Краснодара до Камчатки и даже дальше. Видеолекции и вебинары экспертов кадастрового учёта доступны из любого уголка планеты круглосуточно – достаточно зайти на сайт Кадастровой палаты (webinar.kadastr.ru).

В октябре состоятся три вебинара: 15 октября – практические советы по изготовлению технического плана, 17 октября – новое в оформлении жилых и садовых домов, 30 октября – правовое урегулирование комплексных кадастровых работ. На вебинарах эксперты Федеральной кадастровой палаты расскажут о типичных ошибках, допускаемых кадастровыми инженерами при подготовке технического плана, как грамотно оформить «Заключение кадастрового инженера», разъяснят нормы законов 339-ФЗ и 340-ФЗ, а также расскажут об изменениях правил организации комплексных кадастровых работ согласно федеральному закону 150-ФЗ, который вступил в силу 16 сентября. Участники вебинара, в свою очередь, смогут задать экспертам любые вопросы по обозначенным темам.

В то время как вебинары в большей степени ориентированы на профессиональное сообщество – кадастровых инженеров, риелторов, юристов, оценщиков, видеолекции понятны и полезны каждому: что такое «публичная кадастровая карта» и как найти на ней границы своей недвижимости, особенности государственной кадастровой оценки, секреты «дальневосточного гектара» и многое другое. Основа всех консультационных мероприятий Федеральной кадастровой палаты – это многолетний опыт работы государственного учреждения, а значит, компетентность и профессионализм. Для тех, у кого возникают вопросы, связанные с организацией вебинаров, работает справочная электронная почта infowebinar@kadastr.ru.

Подробнее

08.10.2019

Информация о неоходимости легализации прав на землю и ОКСы.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права, которая осуществляется уполномоченным государственным органом посредством внесения записи о праве в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Обязательной государственной регистрации подлежат следующие права, возникающие в отношении объектов капитального строительства: право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, правоустанавливающие документы на которые оформлены после 31 января 1998 года (после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Права, возникшие до указанной даты, признаются юридически действительными и регистрируются по желанию их правообладателей (далее – ранее возникшие права).

Государственная регистрация ранее возникших прав обязательна при совершении сделки с недвижимым имуществом, а также при государственной регистрации перехода права, ограничении права.

При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства наиболее часто Управлением выявляются факты использования земельных участков и объектов капитального строительства без прав, предусмотренных земельным и гражданским законодательством РФ.

В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». При владении земельным участком или его использовании, чтобы не стать нарушителями, гражданам и юридическим лицам рекомендуется в обязательном порядке проверять наличие документов, подтверждающих право владения или пользования земельным участком (в том числе, ранее выданные), а также необходимо принять меры к их регистрации в установленном порядке и регистрации объектов недвижимости расположенных на них (т.е. легализовать свое право на использование участка и объекта капитального строительства на основании имеющихся документов).

Для того, чтобы быть уверенным, что Вами не занят чужой участок земли, необходимо удостовериться, что земельный участок используется Вами в границах, сведения о которых имеются в государственном кадастре недвижимости либо правоустанавливающих документах. В случае, если границы участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства, рекомендуется провести межевание участка и определить границы, в том числе, на местности. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, список которых размещен на официальном сайте Управления.

Для уверенности в правильном пользовании земельным участком можно запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, обратившись в офис многофункционального центра. В данной выписке будет отражена площадь используемого участка и сведения о его межевании.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать их в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Это значит, что любой правообладатель земельного участка должен использовать его в соответствии с присвоенной категорией земель, видом разрешенного использования и территориальной зоной, установленной Правилами землепользования и застройки конкретной территории).

Например, если земельный участок с категорией «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «под индивидуальный дом» используется для размещения промышленного объекта, данный факт является нарушением земельного законодательства.

Сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования также отражаются в вышеназванной выписке из ЕГРН. Сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, можно получить, изучив соответствующее постановление органа местного самоуправления, которым утверждены Правила землепользования и застройки той или иной территории.

Почему надо зарегистрировать  права на недвижимость в ЕГРН?

— Возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, если иное не установлено законом (в частности для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом.

— Внесение записи о праве в ЕГРН позволяет правообладателю недвижимости стать таковым перед всеми третьими лицами, которые могут претендовать на его имущество, что также обеспечивает защиту его прав от недобросовестных лиц.

— Принцип открытости сведений ЕГРН позволяет любому заинтересованному лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления получить сведения о том, кто является собственником, иным правообладателем любого объекта недвижимого имущества при условии наличия в ЕГРН сведений о соответствующем объекте недвижимости. Данная информация используется, в частности, потенциальными приобретателями недвижимости с целью удостовериться в том, что ею распоряжается ее законный владелец, органами государственной власти и местного самоуправления при принятии решения о предоставлении земельного участка собственнику объекта капитального строительства, расположенного на нем, судами при рассмотрении споров о правах на недвижимость, нотариусами при открытии наследства и определении наследственной массы, а также во многих других случаях.

— Сведения ЕГРН о зарегистрированных правах на недвижимость позволяют минимизировать риски мошеннических действий с имуществом.

— Существование в ЕГРН записей о правах на недвижимое имущество позволяет сократить перечень документов, представляемых в иные органы государственной власти или местного самоуправления при обращении за оказанием государственных или муниципальных услуг, поскольку в этом случае необходимые сведения о правах будут запрошены указанными органами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя и несения им расходов на получение справок из различных органов.

— Отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечет обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них. Учитывая, что кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на всей территории Российской Федерации с 01.01.2013, необходимость направления таких сведений возникнет уже в 2018 году.

— В случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет до 01.01.2017 и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до 01.03.2022 года, сведения о них будут исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придется обращаться к кадастровому инженеру для оформления, межевого плана, технического плана, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав (согласно новым правилам, действующим с 01.01.2017, указанные действия осуществляются органом регистрации прав одновременно)

— Налог на земельные участки и объекты капитального строительства начисляется на основе сведений о зарегистрированных правах в ЕГРН, предоставляемых Росреестром в налоговую службу. Отсутствие зарегистрированных в ЕГРН прав влечет не информирование налоговой службы о налогооблагаемых объектах. С 1 января 2017 года за непредставление сведений в налоговую инспекцию о наличии у налогоплательщика в собственности недвижимости, на которое он не получал налоговых уведомлений раньше, будет взиматься штраф. Так, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ если налогоплательщик никогда не получал налоговых уведомлений, он должен самостоятельно известить налоговиков о наличии в собственности квартиры, дома или земельного участка (или иного объекта недвижимости) в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим периодом. В противном случае (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ) налогоплательщику грозит штраф за несвоевременное уведомление инспекции или отсутствие сообщения вовсе в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по каждому объекту.

Подробнее

08.10.2019

Как исключить возможность оспаривания заключенной сделки.

Совершая сделку, нужно помнить, что она может быть признана судом (в том числе, арбитражным, третейским судами) оспоримой, то есть недействительной по основаниям, установленным законом.

Гражданский кодекс признает оспоримыми сделки, заключенные без согласия третьего лица, которое необходимо в силу закона на совершение сделки, или в ущерб интересам юридического лица.

Согласие третьих лиц:

— согласие супруга на совершение другим супругом сделки по распоряжению общим имуществом супругов (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ);

— согласие органа опеки и попечительства на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного, в том числе на совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних (п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ);

— согласие коллегиального органа общества с ограниченной ответственностью на совершение крупной сделки (п. 4 ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);

— согласие коллегиального органа акционерного общества на совершение крупной сделки (п. 6 ст. 79 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ);

— согласие коллегиального органа общества с ограниченной ответственностью на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (п. 6 ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);

— согласие коллегиального органа акционерного общества на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (ст. 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Непредставление указанного согласия в орган регистрации прав для государственной регистрации сделки или права, перехода права, ограничения права, возникающего на основании указанной сделки, не является препятствием для государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется с одновременным внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о том, что соответствующее согласие не было представлено в орган регистрации прав.

Чтобы исключить возможность оспаривания заключенной сделки из-за отсутствия согласия третьего лица необходимо:

— стороне сделки, распоряжающейся недвижимым имуществом, получить согласие третьего лица на совершение сделки;

— стороне сделки, приобретающей недвижимое имущество, удостовериться в наличии вышеуказанного согласия;

— сторонам сделки представить согласие третьего лица в орган регистрации прав при обращении за государственной регистрацией сделки, права, перехода права, ограничения права.

Внимание. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Получить дополнительную информацию о порядке оформления недвижимости можно:

— на сайте Росреестра http://rosreestr.ru/ в разделе «Жизненные ситуации»;

— на портале «Регистрацияпросто.РФ»;

— по телефону Росреестра: 8 800 100 34 34 (круглосуточно, звонок бесплатный);

— в офисах Многофункционального центра «Мои документы»;

— в территориальном отделе Управления Росреестра по Пермскому краю;

— в местной администрации.

Будьте бдительны! Проверяйте документы, необходимые для осуществления сделок с недвижимостью!

Подробнее

08.10.2019

Росреестр: о рисках владения недвижимостью с незарегистрированными правами.

При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства наиболее часто Управлением Росреестра по Пермскому краю выявляются факты использования земельных участков и объектов капитального строительства без прав, предусмотренных земельным и гражданским законодательством РФ. В текущем году к административной ответсвенности привлечено более 1000 граждан и юридических лиц, наложено более 6 миллионов рублей штрафов.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права, которая осуществляется уполномоченным государственным органом посредством внесения записи о праве в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Обязательной государственной регистрации подлежат возникающие в отношении объектов капитального строительства право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, правоустанавливающие документы на которые оформлены после 31 января 1998 года (после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Права, возникшие до указанной даты, признаются юридически действительными и регистрируются по желанию их правообладателей (ранее возникшие права).

Государственная регистрация ранее возникших прав обязательна при совершении сделки с недвижимым имуществом, а также при государственной регистрации перехода права, ограничении права.

В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Важно: При владении земельным участком или его использовании, чтобы не стать нарушителями, гражданам и юридическим лицам рекомендуется в обязательном порядке проверять наличие документов, подтверждающих право владения или пользования земельным участком (в том числе, ранее выданные), а также необходимо принять меры к их регистрации в установленном порядке и регистрации объектов недвижимости расположенных на них (т.е. легализовать свое право на использование участка и объекта капитального строительства на основании имеющихся документов).

Проверить на отсутствие нарушений: Для того, чтобы быть уверенным, что вами не занят чужой участок земли, необходимо удостовериться, что земельный участок используется в границах, сведения о которых имеются в ЕГРН либо правоустанавливающих документах. В случае, если границы участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства, рекомендуется провести межевание участка и определить границы, в том числе, на местности. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, реестр которых размещен на официальном сайте Росреестра http://rosreestr.ru/ .

Для уверенности в правильном пользовании земельным участком можно запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, обратившись в офис многофункционального центра. В данной выписке будет отражена площадь используемого участка и сведения о его межевании.

Разрешенное использование земельного участка: В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать их в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Это значит, что любой правообладатель земельного участка должен использовать его в соответствии с присвоенной категорией земель, видом разрешенного использования и территориальной зоной, установленной Правилами землепользования и застройки конкретной территории.

Например, если земельный участок с категорией «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «под индивидуальный дом» используется для размещения промышленного объекта, данный факт является нарушением земельного законодательства.

Сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования также отражаются в вышеназванной выписке из ЕГРН. Сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, можно получить, изучив соответствующее постановление органа местного самоуправления, которым утверждены Правила землепользования и застройки той или иной территории.

Почему надо зарегистрировать  права на недвижимость в ЕГРН:

— Возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, если иное не установлено законом (в частности для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом.

— Внесение записи о праве в ЕГРН позволяет правообладателю недвижимости стать таковым перед всеми третьими лицами, которые могут претендовать на его имущество, что также обеспечивает защиту его прав от недобросовестных лиц.

— Принцип открытости сведений ЕГРН позволяет любому заинтересованному лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления получить сведения о том, кто является собственником, иным правообладателем любого объекта недвижимого имущества при условии наличия в ЕГРН сведений о соответствующем объекте недвижимости. Данная информация используется, в частности, потенциальными приобретателями недвижимости с целью удостовериться в том, что ею распоряжается ее законный владелец, органами государственной власти и местного самоуправления при принятии решения о предоставлении земельного участка собственнику объекта капитального строительства, расположенного на нем, судами при рассмотрении споров о правах на недвижимость, нотариусами при открытии наследства и определении наследственной массы, а также во многих других случаях.

— Сведения ЕГРН о зарегистрированных правах на недвижимость позволяют минимизировать риски мошеннических действий с имуществом.

— Существование в ЕГРН записей о правах на недвижимое имущество позволяет сократить перечень документов, представляемых в иные органы государственной власти или местного самоуправления при обращении за оказанием государственных или муниципальных услуг, поскольку в этом случае необходимые сведения о правах будут запрошены указанными органами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя и несения им расходов на получение справок из различных органов.

— Отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечет обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них. Учитывая, что кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на всей территории Российской Федерации с первого января 2013 года, Управление Росреестра по Пермскому краю начало направлять такие сведения с 2018 года.

— В случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет до первого января 2017 года и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до первого марта 2022 года, сведения о них будут исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придется обращаться к кадастровому инженеру для оформления, межевого плана, технического плана, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав.

— Налог на земельные участки и объекты капитального строительства начисляется на основе сведений о зарегистрированных правах в ЕГРН, предоставляемых Росреестром в налоговую службу. Отсутствие зарегистрированных в ЕГРН прав влечет не информирование налоговой службы о налогооблагаемых объектах. С 1 января 2017 года за непредставление сведений в налоговую инспекцию о наличии у налогоплательщика в собственности недвижимости, на которое он не получал налоговых уведомлений раньше, будет взиматься штраф. Так, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ если налогоплательщик никогда не получал налоговых уведомлений, он должен самостоятельно известить налоговиков о наличии в собственности квартиры, дома или земельного участка (или иного объекта недвижимости) в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим периодом. В противном случае (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ) налогоплательщику грозит штраф за несвоевременное уведомление инспекции или неуведомление в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по каждому объекту.

Подробнее

07.10.2019

Кадастровая палата запустила «сезонные» горячие линии по оформлению недвижимости.

Эксперты Кадастровой палаты отвечают на вопросы граждан по всей стране

Сегодня стартует Всероссийская неделя консультаций для тех, у кого есть вопросы по оформлению или продаже недвижимости. Горячие линии и дни открытых дверей будут проведены в филиалах Кадастровой палаты по всей стране. В Пермском крае эксперты Кадастровой палаты ответят за эту неделю на вопросы граждан о кадастровой стоимости недвижимости, выписках из государственного реестра, уточнении границ земельного участка, регистрации жилья, а также о том, как проверить недвижимость на «чистоту», и многом другом.

С 7 по 11 октября в Кадастровой палате Пермского края пройдут четыре горячие телефонные линии и прямой эфир с заместителем директора. Все горячие линии пройдут по одному номеру: (342) 201-71-14 (добавочный 2060), а прямой эфир смотрите на страницах краевой Кадастровой палаты в социальных сетях.

7 октября (пн) 14.00 — 17.00 — горячая линия о кадастровой стоимости недвижимости

8 октября (вт) 8.00 — 17.00 — горячая линия о том, как получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости

9 октября (ср) 11.00 — 13.00 — горячая линия для граждан о том, как сегодня оформить земельный участок, дом, квартиру

10 октября (чт) 14.00 — 16.00 — горячая линия о межевании земельных участков

Как отметил глава Федеральной Кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов, проведение Всероссийской недели правовой помощи позволит гражданам разобраться в нововведениях, касающихся недвижимости, а также способах обезопасить себя при проведении сделок. Только этим летом вступили в силу сразу несколько законов, вносящих изменения в привычные схемы проведения сделок с недвижимостью. Например, с 31 июля больше не требуется нотариальное удостоверение купли-продажи, дарения, наследования или ипотеки долей, если соответствующий договор подписан всеми долевыми собственниками недвижимости. А в августе заработал закон, защищающий электронные сделки с недвижимостью. Кроме того, была продлена «дачная амнистия», правда, с определёнными особенностями и нюансами.

Проведение тематических «горячих линий» помогут россиянам получить разъяснения специалистов по всем этим вопросам. «Как показала практика, такой формат востребован населением: в ходе майской недели консультаций по «дачным» вопросам профессиональную правовую помощь получили более пяти тысяч человек», – подчеркнул Парвиз Тухтасунов.

Подробнее