16.04.2015
Уважаемые руководители предприятий и организаций! 25.03.2015года состоялось заседание Совета по условиям и охране труда в Пермском крае.
Проведен анализ состояния охраны труда, санитарно-гигиенических условий труда и здоровья, работающих в организациях Пермского края независимо от форм собственности (далее — организации Пермского края). В 2014 году в организациях Пермского края на производстве погибло 56 человек (за 2013 г. – погибло 54 человека), что на 4 % больше 2013 года, произошло 119 тяжелых несчастных случаев (за 2013 г. – 138 тяжелых несчастных случаев), что на 14 % меньше 2013 года, 28 групповых несчастных случаев (за 2013 г. – 30 групповых несчастных случаев), что на 7 % меньше 2013 года.
Анализ расследованных несчастных случаев на производстве показал, что в 2014 году наиболее часто работники получали травмы в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся, предметов, деталей, машин (25 %), падения с высоты (22 %), транспортных происшествий (18 %), падений, обрушений, обвалов предметов, материалов, земли и пр. (14 %).
Основными причинами несчастных случаев явились неудовлетворительная организация производства работ (31%), нарушение технологического процесса (13 %), нарушение правил дорожного движения (12 %), неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (6 %), нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (6 %), недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (6 %).
За период с 2012 по 2014 гг. в крае зарегистрировано 528 случаев профессиональных заболеваний (2014 – 185). В отчетном году показатель заболеваемости составил 1,86 на 10 тысяч работающих, что выше уровня предыдущего года на 3,3 %.
Совет по условиям и охране труда в Пермском крае РЕШИЛ:
Рекомендовать:
1.Государственной инспекции труда в Пермском крае:
— в рабочем порядке представлять для рассмотрения на заседаниях совета по условиям и охране труда организации, допустивших несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями в 2015 году;
— ужесточить меры ответственности к работодателям, допускающим нарушения законодательства в сфере охраны труда.
2.Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю обеспечить:
— надзор за объектами с наиболее неблагоприятными условиями труда работающих, с наиболее высоким уровнем профессиональной заболеваемости;
— внедрение в деятельность риск-ориентированной модели надзора.
3.ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотреть возможность для внедрения риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности в Пермском крае передать в Управление Роспотребнадзора и Государственную инспекцию труда реестр юридических лиц с количеством работающих.
4.Министерству промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края:
-осуществлять взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Пермском крае и Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, объединением организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» по профилактике и выявлению нарушений действующего законодательства в сфере охраны труда;
-продолжить ежеквартальное осуществление мониторинга производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в разрезе муниципальных образований с размещением результатов на официальном сайте Министерства в разделе «Государственное управление охраной труда»;
— организовать в муниципальных образованиях края с высоким уровнем производственного травматизма семинары-совещания для работодателей и специалистов по наиболее актуальным проблемам охраны труда с привлечением всех заинтересованных ведомств;
— оказывать методическую помощь работодателям в организации работ по охране труда в соответствии с действующими государственными нормативными требованиями;
— организовать в апреле месяце текущего года проведение итогового совещания по охране труда, приуроченного к Всемирному дню охраны труда.
5. Министерству здравоохранения Пермского края:
— для повышения доступности медицинской помощи рассмотреть вопрос о проведении экспертизы связи заболеваний (аллергической этиологии) с профессией в г. Перми на базе ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»;
— организовать внеплановые проверки в отношении медицинских организаций, оказывающих услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации (отсутствие усовершенствования по вопросам профпатологии у врачей).
6. ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера» проводить дальнейшую целенаправленную работу по проведению специальной и профессиональной подготовки врачей по профпатологии.
7. Работодателям края обеспечить:
функционирование систем управления охраной труда в организации;
разработку и реализацию мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
наличие служб охраны труда (введение должностей специалистов по охране труда), а также финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации;
организацию обучения работников безопасным приемам и методам труда в соответствии с вновь вводимыми государственными нормативными требованиями охраны труда;
— не допускать снижение уровня обеспеченности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, бесплатной сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по отношению к установленным нормам;
— улучшать условия труда работников на основе специальной оценки условий труда, в том числе через реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— разработать и реализовать программы реструктуризации вредных производств, замещения рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда рабочими местами с безопасными условиями труда;
— развивать коллективно-договорное регулирование в сфере охраны труда;
— организовать проведение в рамках Всемирного дня охраны труда (28 апреля) «месячников» и «дней охраны труда», смотров, конкурсов, выставок средств индивидуальной защиты, выпуск плакатов и других средств наглядной агитации, призывающих оберегать здоровье и жизнь работников на рабочих местах.
8. Органам местного самоуправления края:
— на заседаниях межведомственных комиссий по охране труда, территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений и иным коллегиальных органах ввести в практику заслушивание на своих заседаниях (в том числе выездных на базе организаций, отличающихся высоким уровнем культуры охраны труда и безопасности производства, либо допускающих нарушения требований охраны труда, случаи производственного травматизма и профессиональной заболеваемости) докладов руководителей организаций о состоянии условий и охраны труда работников;
— ввести в практику работы пропаганду безопасности труда в местных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет;
— повысить роль коллективно-договорного регулирования сферы охраны труда сторонами социально-трудовых отношений на уровне организаций;
—проводить разъяснительную работу среди работодателей, организаций среднего бизнеса и малого предпринимательства о необходимости обеспечения надлежащих условий труда работникам, социальной ответственности бизнеса за обеспечение охраны труда, заключении и выполнении коллективных договоров и мероприятий по охране труда;
—обеспечить присутствие на выездных семинарах-совещаниях руководителей и специалистов по охране труда организаций всех форм собственности и видов деятельности.
9. Профсоюзным организациям края:
— продолжить деятельность по осуществлению общественного контроля и заключению коллективных договоров и соглашений, обеспечивающих реализацию мер по обеспечению безопасных условий труда;
— добиваться полного выполнения работодателями обязательств по созданию безопасных условий труда на рабочих местах и необходимого медицинского обслуживания с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья трудящихся;
— продолжить совершенствование сотрудничества профессиональных союзов с органами государственного надзора и контроля по соблюдению трудовых прав работников в области охраны труда.