В Березниках под председательством министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева состоялось заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на Первом рудоуправлении ОАО «Уралкалий».
Основное внимание было уделено ситуации, сложившейся после образования утром 25 ноября полости на Березниковском участке железной дороги, неподалеку от основных объектов станции Березники и территории Березниковского шахтостроительного управления. Напомним: размеры этой полости не изменились с вечера 25 ноября и составляют 20х15 метров, глубина — около 6 метров. Выделений газа из полости не отмечено, вода в ней отсутствует. Железнодорожное сообщение с Березниками приостановлено, пассажирские поезда идут до станции Березники-Сортировочная, далее пассажиры доставляются в город автобусами. Использовавшаяся ранее для грузовых перевозок 6-километровая резервная ветка теперь также выведена из эксплуатации.
Юрий Трутнев осмотрел место происшествия, побывал на станции Березники.
Юрий Трутнев, министр природных ресурсов РФ:
«Нас интересует природа возникновения полости, опасность ее расширения или возникновения подобных полостей в этой зоне. На эту тему у ученых есть разные суждения. Ответ на эти вопросы обеспечивает безопасность железнодорожных перевозок. У ученых есть версия, что это карстовый провал. Если это карстовый провал, то это то явление, с которым, к сожалению, мы на территории Пермского края сталкиваемся достаточно часто. Что касается действий, то сейчас действия очень просты. Сейчас в зону провала запрещен вход людей, организован мониторинг, но параллельно ученым необходимо быстро и оперативно определяться».
Выступая на заседании правительственной комиссии, руководители ОАО «РЖД» и Свердловской железной дороги подчеркнули, что ставят во главу угла безопасность своих работников и осуществляемых перевозок. Ключевыми вопросами сегодня становятся перспективы дальнейшего использования железнодорожной станции Березники и дополнительное научное изучение прилегающих территорий.
Глава города Сергей Дьяков, представители МЧС, ОАО «Уралкалий», научных организаций доложили правительственной комиссии о том, что было сделано за два дня для исследования образовавшейся полости, обеспечения жизнедеятельности города и железнодорожного сообщения с Березниками. В районе проседания грунта установлена видеокамера, фиксирующая состояние полости. Опасная территория круглосуточно охраняется. Маркшейдеры и сейсмологи «Уралкалия», ОАО «Галургия», Горного института Уральского отделения РАН организовали наблюдение, им предстоит в кратчайшие сроки осуществить глубинную сейсмологическую разведку. Также ведется площадной мониторинг, позволяющий следить за развитием и размерами образовавшейся полости. Готовится бурение скважин, которые позволят изучить строение грунтов на опасной территории и, таким образом, дадут материал для научных выводов о причинах образования полости.
Сергей Дьяков, глава г. Березники:
«На данный момент в проблемном районе специалисты проводят глубинную сейсморазведку. Результаты мы должны получить завтра. Дальше будут буриться замерочные скважины, чтобы изучить строение породы. В ближайшие субботу и воскресенье ученые будут расширять количество линий сейсморазведки. Мы настроены на то, чтобы как можно быстрее сделать эту работу и получить не только прогноз развития полости, но и прогноз состояния всей проблемной территории».
Территория, на которой образовалась полость, вызывала особое внимание специалистов: здесь с лета 2010 года усилились оседания земной поверхности — с 10-15 до 20-30 миллиметров в месяц. Чтобы установить причину оседаний, специалисты Горного института УрО РАН в сентябре-октябре 2010 года провели комплекс геофизических исследований, и первые версии были получены за несколько дней до образования полости на железнодорожных путях. На сегодняшний день, по мнению ученых, нет оснований напрямую связывать образование полости с затоплением рудника Первого калийного рудоуправления.
Александр Барях, директор Горного института УрО РАН:
«По предварительным данным, которые мы получили буквально на днях, на той территории, где расположены железнодорожные пути и станция Березники, располагается палеодолина — древняя долина, которая сообщает терригенно-карбонатной толще определенные свойства, а именно: наличие участков рыхлости, трещиноватости. На таких участках могут образовываться карстовые полости. Предсказать образование карста крайне сложно, мы это знаем по опыту работы в Кунгуре. Если эти наши предположения подтвердятся, то, скорее всего, образовавшаяся полость сильно не расширится, однако поблизости могут также возникать карсты. Я подчеркну — речь идет только о локальной территории, захватывающей окрестности станции. Те дополнительные исследования, которые сейчас организуются, призваны как раз и дать ответ на основной вопрос: что будет происходить на этой территории в обозримом будущем».
Главной задачей ближайшего будущего остается сохранение бесперебойного железнодорожного сообщения для жителей Березников, предприятий Березниковско-Соликамского промышленного узла. Юрий Трутнев поручил научным институтам в сжатые сроки дать заключения о безопасности железнодорожных станций и других объектов, прилегающих к станции Березники. На сегодняшний день гарантией стабильности для Березников остается 53-километровая магистраль, построенная в 2009 году в обход шахтных полей.
Юрий Трутнев, министр природных ресурсов РФ:
«В свое время, когда обсуждалось решение, строить или не строить 53-километровый объезд, была достаточно широкая дискуссия, и стоимость этого объезда достаточно высока. Тем не менее в этой части было принято стратегически правильное решение, потому что, если бы 53-километровый объезд не существовал, это ставило бы под угрозу в целом и пассажирские, и грузовые железнодорожные перевозки в этом узле. Такой прямой угрозы сейчас, во всяком случае, мы не видим».