08.06.2016

По вопросу платности использования природных ресурсов.

Анализ состояния окружающей среды, а также результаты проверок, показывают, что природопользователи не всегда соблюдают законодательство об охране окружающей среды. В частности, проблемным остается вопрос предоставления природопользователями расчета платы негативного воздействия на окружающую среду, а также ее внесения.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (ст. 16.1. Закона «Об охране окружающей среды»).

Из числа плательщиков за НВОС исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (объекты, оказывающие минимальное НВОС).

Положения закона «Об охране окружающей среды» не всегда давали исчерпывающий ответ на такие вопросы как: «Как определить платежную базу для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?»; «Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (данный вопрос был урегулирован ранее ведомственными приказами Ростехнадзора, Росприроднадзора)?»; «Каков отчетный период расчета и внесения платы?».

Сложившиеся вопросы разрешены изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.07.2014 «219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 29.12.2015.

Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата с 1 января 2016 г., к которым относятся:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздухстационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Следует отметить, что перечень видов НВОС является закрытым, т.е. законом не предусматривается иных видов пагубного или негативного воздействия кроме указанных выше.

На территории Верхнекамья сложилась негативная практика игнорирования хозяйствующими субъектами соблюдения действующего природоохранного законодательства, случаи незнания обязанности рассчитывать и вносить плату не являются редкостью.

Только за период 2015 – 2016 гг. Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в суды направлено более 30 исковых заявлений о возложении обязанности рассчитать и внести плату, в том числе к таким предприятиям как ООО «Орлинский пивоваренный завод», ООО  «Лытвенская лесная компания», ООО Фирма «Камелот», ГБУЗ ПК «Родильный дом г. Березники», ООО «ГАРАНТ – М», МП «Чердынь – Хлеб».

Помимо возложения данной обязанности судом, природоохранной прокуратурой выносятся постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Подводя итог следует сказать о том, что причинами и условиями выявленных в процессе надзорных мероприятий нарушений, является ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

Всем заинтересованным органам необходимо сконцентрироваться на формировании мотивации природопользователей к строгому соблюдению природоохранного законодательства.

В борьбе с экологическим нигилизмом необходимо действовать исключительно сообща, совместными усилиями.