В помощь потребителю

Защита прав потребителей

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
За нарушение прав потребителей наступает административная ответственность в соответствии со статьями 14.4 — 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности наступает уголовная ответственность согласно статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основополагающим актом в области защиты прав потребителей является указанный в оглавлении Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей», однако многие аспекты правоотношений с участием потребителя регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральные законы, такие как, например, Федеральный закон от 27.12.02 N 184-ФЗ»О техническом регулировании» также направлены на защиту интересов потребителей в области обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица могут подать заявление, на основании которого по соглашению сторон может быть произведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, гигиеническая, токсикологическая и иные виды оценок. Подробнее см. приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.

Судебный порядок удовлетворения законных требований потребителей

Основные положения по данному вопросу регулируют Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», глава 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

В случае отказа продавца (изготовителя) удовлетворить требования покупателя о замене товара, исполнении гарантийных обязательств и т.д. покупатель (потребитель товаров, работ, услуг) имеет право на судебную защиту.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляет система российских судов (ст.ст.11, 12 ГК РФ). Иск является основным средством судебной защиты. Требования к оформлению искового заявления содержатся в ст.131 ГПК РФ.

Судебная защита прав потребителей осуществляется с учетом положений ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
— иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Также иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (см. пункт 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ),
— истцы по искам, связанным с нарушением прав в области защиты прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Потребитель вправе обменять НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо комплектации, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Основные положения по данному вопросу см. в ст.25 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1″О защите прав потребителей», а также см. постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, утвердившее Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Это требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

ВНИМАНИЕ!

Документальное оформление и учет товаров ненадлежащего или надлежащего качества, возвращенных потребителем, осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года N 1-794/32-5. Прием от потребителей указанных товаров оформляется накладной (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается потребителю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар.