05.11.2014

Раздельное накопление отходов.

Отходы являются главными загрязнителями окружающей среды и в то же время представляют собой богатейший, в какой-то степени неисчерпаемый, источник вторичных ресурсов, ибо все, что производит человек для удовлетворения своих потребностей, в конечном итоге переходит в категорию отходов.

В Российской Федерации захоронению подвергается 97 — 98% ТБО (в Москве — 80 — 85%), в то время как в ведущих странах ЕС — менее 20%.

Решением вопроса об уменьшении захоронения отходов, может стать се-лективный (раздельный) сбор отходов.

Основной проблемой при переработке вторсырья является не отсутствие технологий переработки (современные технологии позволяют переработать до 90% общего количества отходов), а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонентов вторсырья). Существует множество технологий, позволяющих разделять отходы и вторсырье. Самая дорогая и сложная из них — извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях. Более простые технологии извлечения тех или иных компонентов из потока твердых бытовых отходов (ТБО) могут и должны применяться (например, обогащение ТБО с целью повышения его энергетической ценности и устранения нежелательных элементов перед мусоросжиганием). Более прогрессивные технологии извлечения вторсырья подразумевают ту или иную форму участия общественности — организацию центров по сбору вторсырья или его покупки у населения, мероприятия по раздельному сбору отходов на улицах с помощью специальных контейнеров или организацию системы раздельного сбора отходов на бытовом уровне.

Статья 3 Федерального закона № 89-ФЗ определяет основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, которыми являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов.

Приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации» разработан план по реализации мероприятий, предусмотренных комплектной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, частью 3 которого является развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов. Под мероприятиями направленными на достижение поставленных целей понимается строительство и развитие межмуниципальных объектов по обеспечению деятельности в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами с 2016 по 2020 года, ответственными исполнителями названы органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы (экологическая система необратимо нарушена, период восстановления отсутствует);
II класс — высокоопасные отходы (сильное нарушение экологической сис-темы, период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия);
III класс — умеренно опасные отходы (экологическая система нарушена, период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника);
IV класс — малоопасные отходы (экологическая система нарушена, период самовосстановления не менее 3-х лет);
V класс — практически неопасные отходы (экологическая система практи-чески не нарушена).

Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.06.2014 № 284 внесен ряд изменений в порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 №721.

В частности установлено, что для отходов, не включенных в федераль-ный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов 1-5 классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде, при отсутствии такой возможности, данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.

Исполнение действующего законодательства позволит не только значи-тельно уменьшить количество размещаемых отходов, но и получить положи-тельный результат от раздельного сбора и переработки отходов в виде вторсырья.