25.03.2016

Вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

01.01.2016 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об отходах производства и потребления».

Теперь срок временного хранения отходов продлён с шести месяцев до одиннадцати.

Значительно расширены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

С 01.01.2016 они вправе устанавливать правила осуществления деятельности региональных операторов, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществлять прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливать порядок её представления и контроля; вправе устанавливать порядок ведения регионального кадастра отходов; определять в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждать предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждать инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждать производственные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; вправе устанавливать нормативы накопления твердых коммунальных отходов; организовывать деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждать порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулировать деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разрабатывать и утверждать территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Статья 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» дополнена нормой, согласно которой запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Кроме того, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возложена дополнительная обязанность разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

Значительные изменения коснулись правоотношений по захоронению отходов.

Так, запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

Из полномочий органов местного самоуправления изъято право определения порядка сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие).

Значительно упрощён институт паспортизации отходов. Теперь подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется.

С 01.01.2016 требования к транспортированию отходов распространяются, в т.ч. на отходы V класса опасности.

Теперь в лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

Более детально урегулированы правоотношения в сфере платы за негативное воздействие при обращении с отходами.

Так, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

Положительной оценки заслуживают изменения закона в части экономического стимулирования.

С 01.01.2016 при производстве упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут применяться следующие меры экономического стимулирования:

— предоставление налоговых льгот;

— предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора;

— предоставление средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Введена новая глава V.1., регулирующая деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Теперь, только региональный оператор имеет право осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и только в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.