17.06.2014

Проблемы совершенствования земельного законодательства.

Вопрос: Какие необходимы условия для концептуального изменения деления земель на категории по целевому назначению?

Ответ: Концептуальным является проект Федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель, подготовленный Минэкономразвития России.

Он предусматривает замену существующих 7 категорий земель на 4 «особо охраняемые категории земель»: земли лесного фонда, земли водного фонда, земли сельскохозяйственного назначения (по сути, включающие только сельскохозяйственные угодья) и земли особо охраняемых природных территорий.

Сама по себе задача упорядочения деления земель на категории является прогрессивной. Она стояла и при разработке действующего Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако переход в 2001 г. к установлению правового режима земельных участков с помощью правового института территориального зонирования или путем широкомасштабной разработки проектов планировки и застройки был невозможен.

В настоящее время существует огромное количество земельных участков, которые не прошли государственный кадастровый учет или в силу закона считаются ранее учтенными, но границы которых не установлены, а также земельные участки, данные о которых в части отнесения к землям той или иной категории земель отсутствуют.

Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на публичную кадастровую карту. Даже в Москве имеется значительное количество таких ранее учтенных земельных участков без установленных границ. Особое место в числе таких земельных участков по России занимают такие крупные земельные участки, как лесные участки особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственные угодья бывших колхозов и совхозов, земли общего пользования садоводческих, дачных и иных некоммерческих объединений граждан.

В отсутствие кадастрового учета, установленных границ земельных участков или учета принадлежности их к той или иной категории переход от деления земель на категории к установлению правового режима земель только на основе территориального (градостроительного) зонирования представляется преждевременным и повлечет расцвет разного рода злоупотреблений.