30.11.2021

Полномочия прокурора.

Вопрос: Фотоаппараты, кинокамеры, видео-, аудиотехника, телевизионные приемники с выходом в интернет, носители и накопители информации, средства мобильной связи и комплектующие к ним являются запрещенными предметами для хранения и использования в исправительных учреждениях. Распространяются ли указанные запреты на работников прокуратуры, при проведении проверки в ИУ?

Вправе ли сотрудники ИУ отказать прокурору в посещении колонии, в случае, если прокурор отказывается сдать технические средства на КПП, и законно ли требование о сдаче прокурором указанных технических средств?

Ответ: Требование сотрудника ИУ о сдаче прокурором всех цифровых электронных и подобных технических средств, в том числе мобильного телефона и фотоаппарата, незаконно и может расцениваться как вмешательство в деятельность прокуратуры, так как, указанные технические средства являются средством фиксации и закрепления нарушений в ходе прокурорской проверки, как и другие современные технологии, позволяющие объективно зафиксировать необходимую информацию, воспользоваться электронной базой нормативных документов и прочее.

Правила внутреннего распорядка в ИУ, а также Инструкция, утвержденная Приказом Минюста от 15.02.2006 № 21-дсп, в части охраны ИУ и прохода лиц, посещающих ИУ и проходящих через КПП, в данном случае на прокуроров не распространяются. Ограничения полномочий прокурора на использование на территории исправительных учреждений технических средств и современных технологий, предназначенных для фиксации и объективного закрепления нарушений в ходе прокурорской проверки, использование с помощью указанных технических средств электронной базы нормативных документов и прочих ресурсов, не законны.

Согласно ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу п. «б» ч.1 ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения могут Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях.

Исходя из положений ст. 24 УИК РФ, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях вправе иметь при себе средства фото и видео фиксации.

Таким образом, прокурор, прибывший в исправительное учреждение в целях осуществление проверки, для исполнения им должностных обязанностей вправе использовать цифровые технические средства для фиксации хода проверки, с ограничениями, предусмотренными ч.4 ст. 24 УИК РФ.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

В соответствии с положениями статья 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона (в том числе сотрудники ФСИН), обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона (места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовые и иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом);

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Из указанных выше норм закона следует, что требования прокурора в рамках проведения проверок подлежат незамедлительному исполнению без письменного запроса, основанием для предоставления запрашиваемых документов (информации) является предъявления работником прокуратуры служебного удостоверения.

При этом, все работники прокуратуры (помощники, старшие помощники, заместители прокурора) на период проведения проверок ИУ, в том числе проверок обращений граждан (осужденных) в полном объеме наделены полномочиями прокурора.

За неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.

За воспрепятствование деятельности прокурора, вытекающей из его полномочий, предусмотрена уголовная ответственность.