29.05.2018

Законодательство по оказанию услуг почтовой связи и о правах потребителей.

Вопрос: Я нахожусь в местах лишения свободы и часто пользуюсь услугами почты по отправлению заказных писем с уведомлением, что является не мало затратным мероприятием. Однако, работники почты не надлежащим образом выполняют свои служебные обязанности. На возвратных корешках моих заказных писем не указан номер ШПИ (штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления), по нему я мог бы отследить отправку моей заказной корреспондеции и идентифицировать куда направлено письмо и кому конкретно.

Считаю, что это является нарушением законодательства о услугах почтовой связи. Какими нормами закона регулируется данный вопрос?

Ответ: Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон № 176-ФЗ), Правилами оказания услуг почтовой связи (далее — ПОУПС) утвержденные постановлением Правительства РФ № 221 от 15.04.2005, Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п утвержден порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, который устанавливает общие правила приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах почтовой связи и обязательные для исполнения филиалами ФГУП «Почта России» и их структурными подразделениями.

Согласно п. 4.28 Приказа ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п регистрируемые почтовые отправления (РПО) могут быть приняты с простым или заказным уведомлением о вручении ф.119. При этом РПО сопровождаются бланком уведомления о вручении ф.119 (приложение № 2).

В соответствии п. 4.7 Приказа ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п при приеме, в объектах почтовой связи, на внутренние РПО наносится ШПИ (ШПИ – штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления), обеспечивающих уникальность исходящих номеров РПО.

Работник отделения почтовой связи, осуществляющий прием РПО, обязан обеспечить тождественность номеров ШПИ на почтовом отправлении и на всех заполненных к нему бланках (п. 4.31).

Согласно п. 7.2 Приказа ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п при приеме РПО с уведомлением о вручении ф.119 работник отделения почтовой связи обязан:

— проставить от руки номер ШПИ (14 символов) РПО на оборотной стороне бланка уведомления о вручении ф. 119;

Статья 38 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» определяет порядок возмещения вреда, возникшего при оказании услуг почтовой связи. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем товаров, работ или услуг.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии  с условиями обязательств и требованиям закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

 В силу п.1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— безвозмездного повторного оказания услуги. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.