14.11.2017

Обязанности опекуна над инвалидом.

Вопрос: Я опекаю инвалида, в день выплаты пенсии у меня потребовали  отчет о затраченных на опекаемого инвалида денежных средствах из его пенсии и предоставить документы удостоверяющие мою личность и личность опекаемого, хотя до этого множество раз приносили пенсию и нас знают, я отказалась. В связи с этим специалист по доставке пенсии не выдала её, в этот же день возвратила пенсию в кассу организации по ордеру, о чем был составлен соответствующий акт. Кто может проверить обоснованность отказа в выплате пенсии на опекаемого инвалида и требований органов опеки и попечительства отчета о затраченных на опекаемого денежных средств из его пенсии?

Ответ: Согласно п. 36 Правил выплаты пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной  защиты РФ от 17 ноября 2014 № 885н, доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Доставка пенсий производится по поручениям, которые содержат данные получателя: его фамилию, имя, отчество, фактическое место проживания, данные удостоверения личности, сумма к выплате. Кроме того, если у получателя пенсий есть законный представитель, то в поручении отражены те же сведения, что и у получателя пении.

Надзор за деятельностью опекунов призваны осуществлять органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 34 ГК РФ).

В случае ненадлежащего выполнения опекуном возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки на основании ст. 39 ГК может отстранить опекуна от исполнения его обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного к ответственности.

Согласно п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного.

К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Денежные средства выделяемые опекуну расходуются только на обеспечение потребностей опекаемого. Расходы на питание не нужно подтверждать.