На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям, состоявшемся 28 декабря, основное внимание было уделено заключению ученых Горного института Уральского отделения Российской Академии наук о причинах проседания почвы и образования воронки в районе железнодорожных путей станции Березники.
Первоначально выдвигались две версии образования воронки. Комплексные исследования ученых подтвердили, что проседание почвы не связано с выработанным пространством рудника БКПРУ-1, образование воронки является аналогом карстово-сиффузионных процессов.
Александр Барях, директор Горного института УрО РАН:
«Весь комплекс проведенных исследований, а это и геофизика, и развернутая мобильная сейсмологическая сеть, фиксирует разрушения только в приповерхностной части разреза. Отсутствие связи образовавшейся воронки с подземными выработками подтверждает быстрое затухание в данном районе сейсмической активности. Для глубинных явлений это является нехарактерным. Есть и другие подтверждения, например, отсутствие газа, который должен в каком-то количестве выделяться из выработанного пространства, а также локализация деформаций земной поверхности на очень небольшой площади».
Напомним, 25 ноября 2010 года в 7 часов 30 минут под железнодорожным полотном станционного пути №5 ОАО «РЖД» образовалась полость, в которую попал грузовой вагон. Место аварии находилось в 411 метрах южнее железнодорожной станции г. Березники и в 784 метрах севернее провала, образовавшегося 28 июля 2007 г. в результате аварии на БКПРУ-1.
Сразу после происшествия, в соответствии с решением Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на БКПРУ-1, к анализу причин образования воронки были привлечены специалисты Горного института УрО РАН. С целью получения данных для анализа причин и прогноза развития ситуации были организованы дополнительные комплексные исследования. По результатам выполненных геофизических (сейсморазведочных и электроразведочных) исследований пробурено 13 инженерно-геологических скважин для уточнения причин проседания почвы и границ опасной зоны.
По прогнозам ученых, размеры воронки могут увеличиваться, особенно в направлении солеотвала. Это связано с естественным выполаживанием бортов воронки и с особенностью пород на исследованной территории: разуплотненные, трещиноватые мергели способствуют образованию карста. По причине выполаживания бортов возможно незначительное увеличение размеров воронки в сторону железнодорожной станции, однако, по мнению ученых, поводов для расширения границ потенциально опасной зоны нет.
Участники заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям согласились с рекомендацией Горного института УрО РАН продолжить мониторинг на территории образования воронки в 2011 году, вплоть до окончания весеннего паводка, который может несколько активизировать деформации земной поверхности из-за размыва рыхлых пород приповерхностного слоя. Кроме того, в 2011 году будет усилен мониторинг территории города — для оценки и предупреждения подобных ситуаций.
Глава г. Березники Сергей Дьяков:
«Учеными проделана большая работа. Теперь мы знаем, что образовавшаяся воронка не имеет связи с рудником. Ученые предложили продолжить наблюдения на протяжении ближайшего квартала для того, чтобы понаблюдать за развитием ситуации в период паводка. Я думаю, что это правильно, это даст еще более полные данные. После этого будет приниматься дальнейшее решение. Надо понять, можно ли полностью восстановить работу станции? Можно ли засыпать воронку, как это обычно делается с карстовыми образованиями? Еще один вопрос — могут ли быть подобные участки на подработанной территории города? Уверен, что исследования ученых позволят предупредить возникновение подобных ситуаций».
По состоянию на 28 декабря размеры воронки на железнодорожных путях составили 81 на 41 м. Оседания вокруг воронки — от 0 до 1 мм, незначительные сейсмособытия зафиксированы в основном с северной и северо-восточной сторон воронки.
С 1 октября 2022 года по Постановлению № 01-02-1620 от 14.09.2022 новым официальным сайтом администрации города Березники является сайт adm-brz.ru