Социально-трудовые отношения

Обновлен приказ по медосмотрам!

С 1 марта 2022 г. приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» действует с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 года № 44н.

Подробнее

Меры поддержки работодателей в 2022.

Меры поддержки работодателей в 2022

Постановление Правительства Российской Федерации № 376 от 16.03.2022   Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году   (pdf, 118 kb)

Постановление Правительства Пермского края № 268-п от 31.03.2022   О реализации в 2022 году дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пермского края   (pdf, 4 mb)

Подробнее

В соответствии с трудовым законодательством трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

Трудовой договор заключается письменной форме, двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику.

Если трудовой договор не был оформлен в письменной форме, но работник приступил к работе, работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Характерными признаками трудовых отношений являются:

  • наличие особых субъектов — работника и работодателя, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными трудовым законодательством;
  • волевой характер трудовых отношений, так как они возникают на основе волеизъявления сторон и добровольного соглашения между работником и работодателем;
  • выполнение работы по определенной должности, специальности, профессии или другой определенной соглашением сторон регулярной работы;
  • личное выполнение работником трудовой функции;
  • возмездный характер трудовых отношений;
  • государственная и коллективная защита трудовых отношений;
  • длящийся характер данных отношений;
  • права и обязанности сторон трудовых отношений.

Граждане, работающие без официально оформленных трудовых отношений, находятся в уязвимом положении.

  • Риски гражданина при неофициальном трудоустройстве:
  • гражданин не получает заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;
  • не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск и соответственно не получает отпускные;
  • не оплачивается листок нетрудоспособности;
  • не оплачивается в полном объеме расчет при увольнении (компенсация за отпуск не будет начислена);
  • не выплачиваются страховые выплаты, в случае произошедшего несчастного случая.

Граждане, работающие без оформления трудового договора, не могут подтвердить официально трудовой стаж и как следствие страховой стаж необходимый для начисления пенсии. С их заработка не осуществляется перечисление страховых взносов на формирование страховой пенсии.

Работодатель, не оформляя трудовые отношения с работником, уклоняется от уплаты страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (единовременная случае смерти застрахованного, ежемесячные страховые выплаты).

Бюджет муниципального образования не получает отчисления с заработной платы работника в виде налога на доходы физического лица.

Ответственность: За уклонение работодателя от оформления трудовых отношений или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем влечет для работодателя административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей (часть 4 статьи 5. 27 КоАП).

За повторное нарушение — административный штраф на должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей (часть 5 статьи 5.27 КоАП).

Подробнее

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что в соответствии со статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. № 350-п «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края», Административным регламентом Министерства промышленности и торговли Пермского края (далее – Министерство) по предоставлению государственной услуги по уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, утвержденным приказом Министерства от 16 мая 2014 г. № СЭД-03-01-08-153 (далее – Административный регламент), Министерство осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров, соглашений и проводит их правовую экспертизу. Целью экспертизы является выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 

В 2021 году Министерством уведомительно зарегистрировано 709 коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений (из них: 675 – коллективные договоры, 34 – отраслевые и территориальные соглашения).

По результатам проведенной правовой экспертизы в коллективных договорах 210 организаций региона (в том числе муниципальных унитарных предприятий) обнаружены условия, ухудшающие положение работников.

В частности, в условиях оплаты труда выявляются такие нарушения,  как отсутствие установленного порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, зависимость индексации заработной платы от имеющихся у организации средств, отсутствие конкретных календарных дат выплаты заработной платы. Кроме этого, оформление коллективных договоров (дополнительных соглашений),  а также отраслевых и территориальных соглашений часто осуществляется с нарушением пункта 2.9 Административного регламента.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 3.16 Административного регламента, о выявленных в ходе правовой экспертизы нарушениях Министерство уведомляет представителей сторон, подписавших коллективный договор, соглашение, и Государственную инспекцию труда в Пермском крае (далее – надзорный орган).

 Учитывая изложенное,  во избежание конфликтных ситуаций  и штрафных санкций надзорного органа в отношении организаций, подведомственных администрациям муниципалитетов, просим провести работу, направленную на повышение качества заключаемых коллективных договоров, соглашений и недопущение наличия в содержании данных правовых актов условий, ухудшающих положение работников.

Справочная информация по уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, в том числе виды распространенных нарушений размещены на официальном сайте Министерства в разделе «Система социального партнерства в Пермском крае» (https://minpromtorg.permkrai.ru/sistema-sotsialnogo-partnerstva-v-permskom-krae/uvedomitelnaya-registratsiya-kollektivnykh-dogovorov-soglasheniy)

Подробнее

06.04.2022

О заработной плате в «конверте» и ее последствиях.

Законом не предусмотрено разделение заработной платы на «белую», «серую» и «черную». По законодательству, при трудоустройстве работодатель обязан выплачивать всю заработную плату официально. Не реже двух раз в месяц.

Однако заработную плату условно подразделяют на три вида:

  • «Белой» обозначают официальную заработную плату, из которой производятся все отчисления по налоговым и страховым взносам в бюджетную систему и внебюджетные фонды.
  • «Черной зарплатой» называют заработанные в организации деньги, выдаваемые на руки работнику с которым не заключен трудовой договор наличными средствами без официальной ведомости. При этом работодатель скрывает от налоговой инспекции и внебюджетных фондов, что он привлекает к своей деятельности работников. В этом случае у работника нет прав претендовать на оплату за свой труд, отпуск и оплату периодов временной нетрудоспособности.
  • Еще одно понятие — «серая зарплата – комбинация двух вышеописанных вариантов. При этом между работником и работодателем заключается договоренность о размерах заработной платы в устной форме, частично заработок показывается официально, а частично скрывается. В трудовом договоре указывается размер «белой» заработной платы, которую отражают в бухгалтерских документах, а остальные средства выдают в «конверте».

 Для сотрудника может показаться, что в этом нет ничего плохого, лишь бы заработную плату платили вовремя и не задерживали. Но ответственность и разница для каждого случая существенна. Обязанность перечислять за работника взносы во внебюджетные фонды (формирование будущих пенсий, оплату периодов временной нетрудоспособности, оплата медицинских услуг) полностью лежит на работодателе. Если контролирующими органами будут выявлены нарушения, то работодатель обязан оплатить все платежи и штрафные санкции от 20 до 40%. В некоторых случаях, предусмотренных законом, может наступить уголовная ответственность. Однако нельзя забывать, что налогоплательщиком НДФЛ является сам работник. Работодатель в данном случае – налоговый агент. Когда вы получаете неофициальную часть заработной платы, вы также нарушаете закон – становитесь неплательщиком налога.

Почему работодателю не выгодно платить «белую» зарплату?

Многие работодатели стараются обойти закон и платят заработную плату в «конвертах», так как «белую» выплачивать им не выгодно. В первую очередь это связано с необходимостью оплаты налогов, которые, зачастую, вместе с самой «белой» зарплатой, занимают большую часть расходов организации. При оплате за работу в «конвертах» есть возможность существенно сэкономить.  Например, оплачивать отпускные или периоды временной нетрудоспособности (дни за счет работодателя) в минимальном размере или не оплачивать вовсе. От согласия на «серую зарплату» выигрывает только работодатель.

Соглашаясь на «серую» заработную плату:

Работник соглашается на:

1) минимальный размер оплаты отпуска, периодов временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, выплат, связанных с увольнением и т.д.;

2) минимальную пенсию по возрасту;

3) минимальные имущественные и социальные вычеты при приобретении квартиры, оплаты медицинских услуг, обучении и др.;

4) отсутствие возможности получить кредит в банке и др.

Соглашаясь на «черную» заработную плату, без оформления трудового договора, работник лишается возможности получить выплаты даже в минимальном размере.

При этом работодатель получает:

1) дешевую, зависимую рабочую силу;

2) сэкономленные денежные средства;

3) возможность своевременно выплачивать только официальную зарплату, указанную в трудовом договоре.

Не оформление трудовых отношений лишает работника права на социальное страхование, ряд социальных гарантий, а также других прав, предусмотренных трудовым законодательством. В случае возникновения конфликтных ситуаций и нарушений работодателем данных ранее обещаний, например, по сумме заработной платы, доказать вину работодателя и восстановить права работника практически невозможно. Кроме этого, денежные средства на государственную поддержку в виде пенсий, социальных пособий, содержание полиции, пожарной службы, МЧС складывается из тех взносов и налогов, которые оплачивают лично работники и работодатели в виде налогов. Нет поступлений в бюджет – у государства нет возможности содержать школы, сады, больницы, строить жилье и дороги, платить достойную пенсию, а также помогать тем, кому необходима помощь.

Пожаловаться на нелегальную выплату зарплаты можно в трудовую инспекцию, правоохранительные органы или налоговую инспекцию.

Подробнее

Ростехнадзор информирует, что с 1 марта 2022 года вступили в силу:

1. изменения, внесенные в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

2. постановления Правительства Российской Федерации:

— от 12.02.2022 № 160 «О внесении изменений в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности»;

— от 28.01.2022 № 64 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения»;

— от 04.10.2021 № 1679 «О внесении изменений в Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ»;

— от 02.09.2021 № 1473 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».

3. изменения, внесенные в административные регламенты Ростехнадзора по предоставлению государственных услуг по лицензированию.

В этой связи изменены формы заявлений, представляемых соискателями лицензий и лицензиатами в Ростехнадзор. В частности, стало обязательным указание адреса электронной почты заявителя – этот адрес вносится в реестр лицензий Ростехнадзора и в отдельных, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ случаях, используется для коммуникации
с заявителем.

К числу оснований для отказа в предоставлении лицензии отнесено наличие у организации, обратившейся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, действующей лицензии на данный вид деятельности.

К основаниям внесения изменений в реестр лицензий (ранее – переоформление лицензии), дополнительно отнесены:

— реорганизация в форме присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;

— изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата.

Изменены процедуры при предоставлении государственных услуг по лицензированию: вместо проверки соискателя лицензии (лицензиата) в порядке, определенном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», будет проводиться оценка соблюдения лицензионных требований согласно порядка, установленного Федеральным законом № 99-ФЗ.

Если в ходе оценки соответствия планирующего выполнять работы, не указанные в лицензии (осуществлять лицензируемую деятельность
по адресам, не указанным в лицензии) лицензиата лицензионным требованиям выявлены грубые нарушения лицензионных требований, соблюдение которых является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности на основании действующей лицензии, Ростехнадзор направит лицензиату не предписание, а уведомление о необходимости устранения грубых нарушений лицензионных требований (в котором указывается срок их устранения, составляющий не менее 10 дней). Лицензиат обязан устранить нарушения и уведомить об этом лицензирующий орган, который проведет оценку их устранения в срок, не превышающий 10 рабочих дней. При неустранении нарушений действие лицензии будет приостановлено.

Кроме того, основания прекращения действия лицензии дополнены установлением факта представления лицензиатом заведомо ложных
и (или) недостоверных сведений, на основании которых принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий.

Новой редакцией Федерального закона № 99-ФЗ закреплено право соискателя лицензии (лицензиата) отозвать заявление о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) до принятия лицензирующим органом решения по его заявлению.

Оценка соответствия лицензиата лицензионным требованиям теперь не проводится в случае, если изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности вызвано переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса. Внесение изменений в реестр лицензий в этом случае осуществляется в уведомительном порядке в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2343.

Сокращены сроки оказания государственных услуг по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. Решение о предоставлении и о внесении изменений в реестр лицензий при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в реестре лицензий, или выполнять работы, не указанные в этом реестре, принимается Ростехнадзором:

1.для заявлений на бумажном носителе – в срок до 30 рабочих дней;

2.для заявлений на электронном носителе – в срок до 23 рабочих дней.

Обращаем внимание, что Ростехнадзор продолжает участие в эксперименте по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования. Заявители, подающие заявления в электронной форме в рамках эксперимента, могут получить результаты оказания государственных услуг по всем лицензируемым Ростехнадзором видам деятельности (за исключением деятельности в области использования атомной энергии) в более короткие сроки.

Новыми редакциями положений о лицензировании в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.09.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регламентирован порядок осуществления:

1. федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ;

2. федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности;

3. федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Вся информация, необходимая для получения государственных услуг, в том числе – по лицензированию, размещена в разделе «Государственные услуги Ростехнадзора».

Подробнее

ПЛАН   Работы трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений на территории муниципального образования «Город Березники» на 2022 год   (pdf, 4 mb)

 

Подробнее

Протокол №1 от 21.02.2022   Заседание трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования «Город Березники»   (pdf, 4 mb)

Подробнее

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н для работодателей установлена обязанность, составлять План мероприятий по реализации процедур системы управления охраной труда.

Департамент условий и охраны труда в письме от 25 января 2022 года № 15-1/ООГ-112 разъяснил, что согласно Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Типовому положению о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н (далее – Типовое положение), введено понятие СУОТ – система управления охраной труда.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены положениями ст. 212 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан, в том числе, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Положения статьи 212 ТК РФ являются нормой прямого действия, обязательной к применению всеми работодателями.

Типовое положение является основным документом для работодателей при планировании мероприятий по охране труда на предприятии с учётом особенностей их вида экономической деятельности.

Минтруд отметил, что план мероприятий по улучшению условий охраны труда – это важный локальный документ, утверждаемый ежегодно.

Согласно пункту 7 Типового положения, Положение о системе управления охраной труда разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов, с последующим его утверждением приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

При этом, план мероприятий по охране труда разрабатывается на основании анализа расходов прошлых лет, списка всех предстоящих мероприятий по охране труда, расчёта сметы расходов на эти мероприятия и формируется в свободной форме.

В связи с тем, что с 1 марта 2022 года вступит в силу приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда», Минтруд порекомендовал ранее разработанный план мероприятий по охране труда привести в соответствие с положениями указанного приказа

Подробнее

Соглашение   О взаимодействии в области социально-трудовых отношений на территории муниципального образования «Город Березники» Пермского края на 2022-2024 годы   (pdf, 3 mb)

Подробнее